Я Горки
19:13 25 мая 2018, пятница

К 170-летию БГСХА: история одного рисунка

В музее истории Белорусской государственной сельскохозяйственной академии есть несколько дореволюционных фотографий, где изображены корпуса и здания горецких сельскохозяйственных учебных заведений, и которые донесли до нас облик преподавателей и студентов, изображения многих зданий и корпусов, лабораторий и ферм.

В середине 19 века в Горках побывал знаменитый белорусский художник, композитор и пианист Наполеон Орда, который оставил для потомков рисунок, посвящённый нашему учебному заведению.

Несколько слов о его жизненном пути. Он родился в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (теперь Ивановский район Брестской области) в семье инженера-фортификатора Михаила Орды.

В 1823 г. окончил Свислочскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Виленского университета.

Во время учебы Наполеон Орда стал членом тайного студенческого общества «Зоряне», за участие в котором был в 1827 г. исключен из университета и арестован.

На 15 месяцев был заточён в тюрьму, а затем был отправлен в Вороцевичи, где находился под надзором полиции.

Несмотря на это,

Наполеон Орда принял активное участие в восстании 1830-1831 гг. А после его подавления был вынужден под чужим именем выехать за границу.

Находясь за рубежом, Орда много путешествовал по Европе, бывал в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 г. получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже.

В этом городе он сразу вошел в «золотой круг» – А.Мицкевич, Ф.Шопен, Ф.Лист, Дж.Россини и Дж.Верди, Ж.Гуно, Г.Берлиоз, О.Бальзак и А.Стендаль, П.Виардо и И.Тургенев – который способствовал расцвету его многогранного таланта. Все эти люди оказали большое влияние на Орду как учёного и педагога, музыканта и художника.

Орда занимался во Франции музыкой и живописью. С 1847 г. даже руководил Итальянской оперой в Париже.

Стремление получить художественное образование привело его в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. После этого Наполеон Орда стал путешествовать и нарисовал циклы рисунков, посвященных Испании, Португалии, Алжиру (1842-1844 гг.).

В 1856 г. российским императором Александром ІІ была объявлена амнистия эмигрантам, и Н.Орда вернулся на Родину.

В начале он жил в Вороцевичах, Гродно (1862-1863 гг.), потом перебрался на Волынь, где работал домашним учителем музыки у генерала Адама Ржевусского.

В 1866 г. Наполеон Орда был вновь арестован по подозрению в участии в восстании 1863-1864 гг. и посажен в Кобринский тюремный замок.

В 1867 г. военно-полевой суд приговорил художника к высылке в отдаленные губернии России. И только благодаря стараниям жены и помощи посла Франции приговор впоследствии отменили. Но художнику позволили поселиться лишь у родственников в имении Молодово Кобринского повета.

В эти годы Наполеон Орда продолжал много путешествовал, рисовал карандашом, акварелью, гуашью и сепией. Обладая прекрасными данными музыканта и музыкального педагога, Орда всё же отдавал предпочтение изобразительному искусству и всю свою жизнь остался верен однажды избранной теме – теме архитектурного пейзажа Беларуси, Литвы, Польши, Украины.

Историки искусства отмечают, что его рисунки отличаются строгой документальностью, и поэтому являются ценнейшим источником для историков архитектуры и реставраторов,

так как, к сожалению, большинство запечатленных Ордой объектов уже не существует или их внешний вид претерпел значительные изменения.

Известно, что сохранилось более 1150 акварелей и графических работ, принадлежащих пера мастера.

И среди них более 200 зарисовок мест в Беларуси, связанных с жизнью известных людей, и архитектурных памятников (Каменецкая вежа, Горы-Горецкий земледельческий институт, замки, монастыри, усадьбы и дворцы в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно и др.)

Умер Наполеон Орда в 1883 году в Варшаве. Согласно завещанию его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.

Известно, что художник приезжал в Горки и Романово (ныне село Ленино) и нарисовал два рисунка, где изображен дворец Дондукова-Курсакова (местечко Романово) и рисунок, который он назвал «Горы-Горецкий земледельческий институт». Рисунок «Дворец в м.Романово» пока найти не удалось.

Когда сделан второй рисунок, точно не известно, но известно, что с 1864 года института в Горках уже не было, а работали средние сельскохозяйственные заведении – земледельческое училище и землемерно-таксаторские классы. Путешествовал же Н.Орда по Могилевской и Минской губерниях в 1876 – 1877. Значит этими годами и следует датировать рисунок.

В Горках в это время в здании институту располагалось земледельческое училище. Поэтому правильнее рисунок следует назвать «Горецкое земледельческое училище».

На рисунке хорошо виден главный корпус и два флигеля. Один (справа) назывался «директорский». В другом (слева) жили учащиеся и располагалась больница. Видны сквер около корпуса и цветники около зданий, столб, где был установлен фонарь и качели. Кстати, в то время главный вход в корпус был со стороны ныне Ленинского бульвара.

Ю.Крашевский, чьё имя записано в книгу рекордов Гиннеса как самого плодовитого писателя, наследие которого насчитывает свыше 600 томов, в одном из своих писем Н.Орде отмечал: «Эти краевиды – единственное такого рода собрание. Не знаю человека, который бы отважился на что-то подобное. Мы наслаждались, рассматривая их, и вспоминали родные места. Спасибо вам за этот прекрасный труд…»

Спасибо должны сказать и мы – потомки. Ведь благодаря этому рисунку Н.Орды мы имеем прекрасное изображение красивейшего корпуса нашей академии.

Владимир Лившиц


Добавить комментарий

Для добавления комментария вы можете войти на сайт при помощи учетной записи одного из сервисов:

             

Защитный код
Обновить

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Вход на сайт