15:46 25 сентября 2018, вторник

83 года живу я на земле своих предков. Это подтверждает клен-великан, раскинувшийся на моем участке. Только два человека могут обхватить его ствол.

Что я помню из рассказов старших об истории Слободы?

Когда в Горках увеличилось население, потребовалась земля под застройку. Власти выделили неудобицы между Проней и Поросицей. Перпендикулярно были обозначены две дороги (нынешняя улица Пионерская и Кузнецова) и выделена большая площадь в центре. Это место и назвали в народе Казимировской Слободой.

Начали отбивать участки людям под застройку. Мои предки получили надел земли около 20 соток. Всем было велено обсадить свои наделы сливами и вишнями. Они служили границей между соседями, и недоразумений не было.

За участком соседей шел кустарник и деревья. Там летом росло много ягод и грибов. Дети бегали за ними по пять раз за день. Сейчас это Первомайская улица.

Что представляла собой Казимировская Слобода? Маленькие хатки со "слепыми" окошками. Печи топились по-черному, дым шел на избу. Слобода утопала в зелени. Росли вишни и сливы, около домов обязывали сажать деревья как защиту от пожаров. Вот и около нашего дома растет клен в два обхвата; у соседки такая же береза.

Несмотря на обилие зелени, Слобода утопала в грязи. Были такие ямы, что по улицам строили мосты. А люди пробирались вдоль изгородей с трудом.

Перед домом моих предков находилась большая площадь, по которой молодых солдат учили "ходить". Во время обеда прабабушка выносила корзинами сливы, чтобы подкрепить солдатушек.

Мои предки даты строительства церкви не оставили, но из поколения в поколение передавали, что однажды приехали люди в хороших одеждах и начали обозначать колышками размеры будущей церкви. Прошло небольшое время, и стали завозить строительный материал.

Привозили возами яйца и с ними делали раствор. Строили быстро. Разрисована была церковь не только изнутри, но и снаружи. По обе стороны от окон в нишах были изображены святые в человеческий рост. К моменту освящения церкви был построен деревянный пятистенный дом с хозпостройками. Приехал священник.

Какую роль играла церковь в жизни жителей Слободы? Прежде всего, это был культурный центр. Батюшка не только правил службу, он был моральным руководителем. В спорных случаях обращались к нему, и он разбирался с проблемами по-божески.

Церковь была обнесена красивой оградой, обсажена по ушам липами. От колокольни свисала толстая веревка. Ее мог достать взрослый человек. В случае пожара кто-нибудь звонил в колокол и поднимал людей гасить огонь. Колокол был такой, что его удары были слышны за 5-7 км. Потом его скинули и свезли. Люди плакали.

Церковный совет выделил деньги на строительство богадельни. Она никогда не пустовала. Молящиеся не забывали живших там стариков и одаривали одеждой и едой, по праздникам заваливали столы булками.

Покойников провожали торжественно. Впереди шел священник с непокрытой головой и читал молитвы. Мужчины шли за гробом тоже с непокрытыми головами. Покойников на лошадях не возили.

В 1847 году была открыта Горецкая Казимировская начальная народная школа. Детей обучали русскому языку и чтению, закону Божьему, арифметике. После окончания сепьхозработ дети приходили в школу в октябре. Бывшие ученики даже в старом возрасте помнили все, чему учились.

Вспоминаю, как население окружающих деревень отмечало церковный праздник Вознесение. Накануне вечером старик Гашиков с сыновьями привозили на площадь блоки деревянные и ставили качели. Съезжались торговцы со своим товаром. Ставили небольшие палатки и подвешивали и раскладывали немудреный товар: платочки, бусы, крестики, галстуки и главное для детворы — длинные разноцветные конфеты.

Люди приезжали семьями на лошадях. Вся площадь и улицы были заставлены подводами. Молодежь развлекалась около качелей: смех, шутки, кокетливые взгляды, знакомства.

Ближе к обеду расходились к своим возам, общение усиливалось, там-сям начинали поигрывать гармошки. Когда темнело, все свертывалось. Ярмарка закончилась, истинное народное гулянье.

Но население Казимировской Слободы жило бедно. Люди были трудолюбивые, старались улучшить свой быт и приучали к этому своих детей. В такой семье, как наша, выросли три девушки. Посеяли лен, обработали его, наткали полотна и повезли на базар в Оршу (базара в Горках еще не было). Они заработали 25 рублей и построили хату, которая топилась по-белому и имела дощатый пол. За это их прозвали леномочевы. Эта кличка сохранилась до 1953 года. В этот год мне мама рассказала, почему старики назвали ее леномочевой.

Некоторые семьи определялись по профессиям. Латушкины — это плотники, сапоги шили Тишковичи или Персиковы, горшок щи варить продавали Казутовы. Были кузнецы, шаповалы, было хорошо развито садоводство.

Известны сады Амвросьевой, груши покупали у нее академические дамы, сады Одиночко, Суздалевых, Федоровых. Другие в основном выращивали антоновку. Осенью, когда снимали яблоки и складывали в штабеля, мимо садов пройти было невозможно: захватывало дух. Вы не знаете, как пахнет зрелая антоновка!

Часть жителей занимались отхожим промыслом. В основном устраивались на работу в академию пожарниками, истопниками, дворниками, сторожами; девочки становились прачками (стирали белье). Наиболее симпатичные работали няньками, прислугой и даже поварами.

В городе промышленные объекты были развиты слабо. Они назывались артелями. Например, артель гужевого транспорта. Вам нужно к поезду в Оршу, вам подадут ко времени фаэтон, нужно перевезти груз — пожалуйста.

Была швейная артель, во второй артели трудились женщины-инвалиды, которая славилась качеством работы.

Работали хлебозавод, кирпичный, МТС ремонтировала колхозные машины, маслозавод, лесхоз, две средние школы и одна семилетка на Слободе.

Но все эти заводики и мастерские были небольшие и поступить туда на работу было почти невозможно.

Большинство населения Слободы разводило скот. Лошадей было мало. Почти в каждом дворе были коровы, но молока они давали немного. Во-первых, трудно было запастись сеном для зимы, поэтому в корм добавляли солому; а без нее ни корове подстелить, ни поросенку, чтобы навоз получить. А без него не жди урожая в поле. В этом заколдованном круге крутились зиму, весну, а летом на пастбище было мало травы. Поэтому некоторые горожане держали коз.

Пахотной земли было мало, старались посеять и рожь, и пшеницу, и лен. Удобрялись кусочки слабо. Рожь не родилась, примешивался костер (переродившаяся рожь). Он портил муку, которой и без того было мало. Поэтому, когда пекли хлеб, добавляли картофельную шелуху. Хлеб получался невкусный. Особенно запомнились 1930-32 г. г. Да и потом за хлебом устраивались очереди с вечера, дежурили до утра. Его получали сильнейшие.

Трудно было купить ситчику на одежку. Нарядное платье к празднику шили из фланели или сатина, которых достать было трудно.

Тяжело было заработать копейку, завидовали друг другу, случались поджоги, воровство.

Шло время, как-то притерлись, породнились, примирились. В горсовете создали списки жителей и сделали колотушки. Списки и колотушки передавались от соседа к соседу, ночью нужно было дежурить и перестукиваться с соседними улицами. Было интересно детям дежурить до 12 часов: видно, кто идет, что несет. В общем, стало тише.

Казалось, что жизнь начала расцветать. Идет 1941 год. Мало обращали внимание на неурядицы. Мы, выпускники, определяли свою судьбу. Сегодня выпускной бал. Он закончился на рассвете. Мечтам не дано было осуществиться. На рассвете началась война.

В. ФАБРИСТОВА,
жительница г. Горки.

Газета "Ленинский шлях"
суббота, 13 мая 2006 года, № 42 (10245)


Добавить комментарий

Для добавления комментария вы можете войти на сайт при помощи учетной записи одного из сервисов:

             

Защитный код
Обновить

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter